УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета судей
Волгоградской области
от 23 июля 2020 г. № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии Совета судей Волгоградской области по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий и этике
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок избрания, организацию деятельности и полномочия Комиссии Совета судей Волгоградской области по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий и этике (далее - Комиссия).
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, региональными законами, Кодексом судейской этики, настоящим Положением и Регламентом Совета судей Волгоградской области (далее – Совет судей).
1.3. Основными задачами Комиссии являются укрепление авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики, участие в реализации государственной антикоррупционной политики, содействие в соблюдении судьями ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также вовлечение их в активное участие в осуществление мер по предупреждению коррупции,
1.4. Работа Комиссии основывается на принципах гласности, коллективном, свободном и открытом обсуждении вопросов, относящихся к её компетенции.
1.5. Комиссия проводит свою работу при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
2. Порядок образования Комиссии
2.1. Комиссия является выборным рабочим органом Совета судей и подотчетна ему. Комиссия избирается на срок действия Совета судей. Количественный состав комиссии и Положение о Комиссии утверждается Советом судей.
2.2. Персональный состав Комиссии избирается из числа членов Совета судей и судей, не являющихся членами Совета судей.
2.3. Избрание судей в состав Комиссии проводится Советом судей открытым голосованием.
2.4. Избранными в члены Комиссии считаются судьи, получившие большинство голосов из числа членов Совета судей, принявших участие в голосовании.
2.5. Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.
Председатель Комиссии избирается Советом судей. Заместитель председателя Комиссии и секретарь избираются открытым голосованием на первом организационном заседании.
2.6. Полномочия члена Комиссии могут быть прекращены досрочно по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о прекращении полномочий члена Комиссии принимает Совет судей.
Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.
3. Полномочия Комиссии
3.1. Комиссия рассматривает вопросы соблюдения судьями, а также лицами, привлекаемыми в соответствии с федеральным законом к осуществлению правосудия, в период выполнения ими функций по отправлению правосудия, обязательных правил доведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внеслужебной деятельности.
3.2. Комиссия рассматривает вопросы реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулирования конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.
3.3. В целях выполнения возложенных на нее задач Комиссия:
- осуществляет сбор, анализ информации и готовит предложения, направленные на реализацию мероприятий по предупреждению коррупции, пресечению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в судейском сообществе;
- раз в полгода осуществляет обобщение обращений для выявления, волнующих судей вопросов, направлений и путей их разрешения с возможным внесением их результатов на обсуждение и реагирование Совета судей;
- изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обесценения противодействия коррупции;
- по поручению председателя Совета судей рассматривает запросы и обращения (сообщения) по вопросам поведения судей и их соответствия требованиям, предъявляемым к ним Федеральным Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики, Федеральным законом «О противодействии коррупции», о наличии конфликта интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий, о несоблюдении судьями этических требований;
- по поручению председателя Совета судей дает заключения по вопросам, связанным с применением Кодекса судейской этики, антикоррупционного законодательства и законодательства о статусе судей;
- по поручению председателя Совета судей рассматривает иные предложения, заявления и жалобы (обращения) по иным вопросам, относящимся к компетенции комиссии;
- по поручению председателя Совета судей осуществляет выездные проверки и иные мероприятия;
- осуществляет устное и письменное консультирование судей по вопросам применения положений Кодекса судейской этики, наличия либо отсутствия конфликта интересов в деятельности судьи, в том числе, если судья испытывает затруднения в определении того, соответствует ли его поведение требованиям профессиональной этики и статусу судьи или если судья не уверен в том, как поступать в сложной этической ситуации, чтобы сохранить независимость и беспристрастность;
- регистрирует обращения судей за консультацией по вопросам предупреждения коррупции, предотвращения конфликта интересов и соблюдения этических требований к поведению судьи в Журнале, оформленном по форме, указанной в приложении №1 к Инструкции по организации консультирования судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов, мировых судей по вопросам предупреждения коррупции, предотвращения конфликта интересов и соблюдения этических требований к поведению судьи, утвержденной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. № 689.
3.4. Заключения и разъяснения Комиссии носят рекомендательный характер.
Заключения комиссии представляются в Совет судей и по общему правилу не требуют последующего утверждения Советом. По решению Комиссии или по инициативе председателя Комиссии вопрос о необходимости утверждения конкретного заключения Комиссии может быть передан на рассмотрение Совета судей.
3.5. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими комиссиями Совета судей и квалификационной коллегии судей Волгоградской области.
3.6. Комиссия при подготовке к рассмотрению материалов имеет право запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий (в том числе, брать объяснения с помощников, секретарей судебного заседания и других лиц, имеющих отношение к рассматриваемым обстоятельствам на заседании Комиссии и т.п.).
Судья вправе давать пояснения в письменной форме по существу обращения и представлять дополнительные материалы.
3.7. Жалобы, запросы, обращения, связанные с обжалованием судебных актов и процессуальных действий судьи, рассматриваются в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
4. Права и обязанности членов Комиссии
4.1. Председатель Комиссии:
- организует работу Комиссии;
- назначает, ведет заседания Комиссии, подписывает протокол заседания Комиссии;
- организует подготовку материалов к рассмотрению на заседаниях Комиссии;
- дает поручения членам Комиссии и контролирует их выполнение;
- информирует членов Комиссии о реализации решений Комиссии;
- организует консультирование судей по вопросам предупреждения коррупции, предотвращения конфликта интересов соблюдения этических требований к поведению судьи посредством телефонной связи, служебной электронной почты, встречи на личном приёме, в письменном виде или иным способом;
- информирует Совет судей о работе Комиссии;
- отчитывается о работе Комиссии на заседаниях Совета судей и при необходимости по поручению председателя Совета судей на Конференции судей Волгоградской области.
4.2 Заместитель председателя Комиссии:
- выполняет функции председателя Комиссии в его отсутствие;
- выполняет другие поручения председателя Комиссии.
4.3. Члены Комиссии:
- вносят предложения по вопросам деятельности Комиссии и Совета судей;
- по поручению председателя Комиссии готовят вопросы к рассмотрению на заседании Комиссии и в других органах судейского сообщества;
- принимают участие в заседании Комиссии с правом решающего голоса;
- получают информацию, необходимую для подготовки вопросов Комиссии;
- по поручению председателя Комиссии консультируют судей по вопросам предупреждения коррупции, предотвращения конфликта интересов соблюдения этических требований к поведению судьи посредством телефонной связи, служебной электронной почты, встречи на личном приёме, в письменном виде или иным способом.
4.4. Члены Комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе своей деятельности, и допускаются к персональным данным судьи в объеме, необходимом для рассмотрения соответствующего вопроса. Такой объем определяется председателем Комиссии.
4.5. Секретарь Комиссии:
- осуществляет делопроизводство в Комиссии;
- извещает членов Комиссии о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии;
- готовит предложения о приглашении на заседание Комиссии членов Комиссии и иных лиц по поручению председателя Комиссии;
- знакомит членов Комиссии с материалами по вопросам, включенным в повестку дня заседания Комиссии;
- ведет протокол заседания Комиссии, подписывает его;
- осуществляет технический контроль за выполнением решений Комиссий и поручений председателя Комиссии;
- выполняет иные поручения председателя Комиссии.
5. Порядок работы Комиссии
5.1. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с утвержденным планом работы Комиссии, а также в иное время по мере необходимости.
5.2. Заседания Комиссии могут проводиться в открытом либо закрытом режиме.
5.3. Закрытое заседание проводится в случае:
- необходимости сохранения государственной тайны;
- в целях защиты прав и охраняемых законных интересов граждан;
- по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается жалоба или обращение;
- по ходатайству судьи, обратившегося с запросом, будет ли его поведение в конкретной ситуации отправления правосудия либо во внесудебной деятельности соответствовать требованиям профессиональной этики и статусу судьи или если судья не уверен в том, как поступать в сложной этической ситуации, чтобы сохранить независимость и беспристрастность.
5.4. Проект повестки дня заседания Комиссии формируется на основании предложений председателя Совета судей, членов Комиссии.
5.5. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии. Члены Комиссии обязаны присутствовать на заседании Комиссии. О невозможности участия в заседаниях Комиссии по уважительной причине член Комиссии заблаговременно информирует председателя Комиссии.
В работе Комиссии и её заседаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса члены Совета судей, не являющиеся членами Комиссии.
В работе Комиссии могут также принимать участие председатели судов и члены судейского сообщества, не являющиеся членами Комиссии, представители Управления Судебного департамента в Волгоградской области.
В открытых заседаниях Комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.
5.6. Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих. При равенстве голосов мнение председательствующего на заседании комиссии считается решающим.
5.7. Заседания Комиссии проводит председатель или заместитель председателя Комиссии, а в случае их отсутствия один из членов Комиссии по поручению председателя Комиссии.
5.8. На заседании Комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем.
5.9. Решения Комиссии принимаются в форме разъяснения или заключения.
В заключении по вопросу поведения судьи или лица, привлекаемого в соответствии с федеральным законом к осуществлению правосудия, в период выполнения ими функций по отправлению правосудия, должны содержаться выводы об отсутствии или наличии нарушения обязательных правил поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во вне судебной деятельности, об отсутствии или наличии конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.
В случае если комиссия придет к выводу о наличии со стороны судьи или лица, привлекаемого в соответствии с федеральным законом к осуществлению правосудия, в период выполнения ими функций по отправлению правосудия, нарушения обязательных правил поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во вне судебной деятельности, а так же о наличии конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, в заключении могут содержаться предложения по вопросам применения мер дисциплинарной ответственности.
5.10. Решение Комиссии должно быть принято в течение месяца со дня передачи в Комиссию обращения, жалобы, запроса, а в случаях, не терпящих отлагательств, в течение 5 рабочих дней. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен председателем Совета судей.